О страх! о ужас! гром! ты дёрнул за штаны,
Которы подо ртом висят у сатаны.
М.В.Ломоносов
Седина в бороду, бес в ребро. Никого не удивишь этой пословицей. Но
бывали случаи, когда хитроумный бес поражал и ребро, и бороду. Именно с
бесовщиной связывали бояре тот факт, когда великий князь Василий III,
будущий отец Ивана Грозного, совершил манипуляции с бородой ради юной
жены — красавицы Елены Глинской, которая была его моложе на 25 лет. Надо
признать, государь рисковал не зря. Новая жена подарила ему наследника.
Сын Василия и Елены — Иван Грозный к бороде питал большее уважение, чем
отец, утверждая, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь
всех великомучеников.
Вообще до восшествия на престол Петра I на бороду особых покушений не
было. За этим строго следило общество, и особенно церковь. Жили по
библейским законам: «…Не сотворите обстрижениея кругом от влас глав ваших, ниже брите брад ваших» (Левит 19:27). Стоглавый Собор в 1551 году порешил — «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться».
В общем, без бороды русского мужика представить было невозможно. И
берегли ее как зеницу ока. В «Русской правде» Ярослава Мудрого штраф за
отсечённый палец составлял 3 гривны, «а если кто вырвет у кого клок бороды, то платить 12 гривен штрафа»
(т.е. цена 6 коней или 15 коров). В народе борода воспринималась как
символ чести, достоинства, поэтому об опозоренном человеке говорили:
«Собственную бороду оплевал». Всматриваясь в образы русских князей на
летописных миниатюрах, мы не найдем среди них бритого лица. На Руси до
Петра I ношение бороды являлось религиозно-нравственным обычаем, который
был обязателен для всех сословий.
Нарушение традиций царём Петром I всколыхнуло всю страну. Вернувшись
из Великого посольства в 1698 г., уже на другой день, на приёме в
Преображенском дворце Петр собственной рукой резал бороды своим
вельможам. Под горячую руку попался и первый генералиссимус Шеин, и
князь-кесарь Ромодановский, и другие бородатые особы. На следующем балу
ножницами орудовал уже шут царя.
В 1698 г. вышел первый указ, предписывающий русским людям новый стиль
в одежде и запрещающий ношение бороды. Сам указ до нас не дошёл,
известно лишь, что он вызвал огромное сопротивление. Поэтому в 1705 г.
его заменил другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя
попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не
захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Приведём отрывок из
этого указа.
«…На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым
с приказными всех чинов служилым людям, и гостям гостиной сотни и
чёрных слобод посадским людям всем сказать, чтоб впредь с сего Его
Величества Государя указа, бороды и усы брити. А буде кто бороды и усов
брити не похотят, а похотят ходить с бородами и усами и с тех имать, с
царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и
приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни
первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи,
которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских
людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с
ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и
дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в
год. И давать им приказа Земских дел знаки, а те знаки носить при себе».
Борода обходилась владельцу дорого, сумма в 30 рублей в те времена
составляла годовое жалование одного воина. Пословица «без рубля бороды
не отрастишь» была в народе весьма популярной.
Заплатившим пошлину выдавались медные жетоны — «бородовые знаки»:
круглые, с выбитой надписью «Деньги взяты», с изображением носа, губ,
бороды и усов с одной стороны и годом выдачи с другой. Их нужно было
постоянно носить при себе и подтверждать своё право на бороду каждый
год.
Согласно указу, царь пощадил лишь бородатых представителей духовного
сословия, сохранивших право на ношение бороды бесплатно; крестьяне
должны были платить налог и приобретать «бородовой знак» всякий раз при
въезде в город.
В 1757 г. М.В.Ломоносов написал «Гимн бороде», где, как многие
считают, обратился к ней исключительно с уважением: «Борода
предорогая!». При ближайшем и внимательном рассмотрении — этот гимн,
мягко выражаясь, на самом деле является анти гимном бороде. И припев,
начальную часть которого часто цитируют как похвалу бороде, выглядит
весьма двусмысленным:
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
…Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
В свое время «Гимн бороде» вызвал волну недовольства в среде духовенства, которое требовало от императрицы наказать автора.
Бородовые знаки чеканили на монетном дворе в Москве. Знаки в основном
были медными. Известны только единичные экземпляры, выполненные из
золота и серебра. В 1724 году бородовые знаки были изменены — они стали
больше по размеру, ромбической формы с надписью на лицевой стороне «с
бороды пошлина взята». Оборотная сторона с узорной каймой и без легенды.
По гурту надпись — «Борода лишняя тягота». Эти знаки тоже медные.
Серебряные считаются новоделами.
Лично сам Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только
трём людям в российском государстве — московскому губернатору Тихону
Стрешневу в силу хорошего отношения со стороны царя, боярину Михаилу
Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в
силу сана. Особенно сопротивлялись брадобритию старообрядцы. «Режь наши
головы, не тронь наши бороды» — был их ответ.
В 1722 г. по новому указу, для всех бородачей устанавливался единый
налог в 50 рублей. Дочь Петра — Елизавета подтвердила указы о
брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Но Елизавета
Петровна, предпочитая французскую моду, продолжала собирать деньги за
ношение бороды. Только Екатерина II отменила плату с оговоркой:
государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять
лицо «босым». В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
Вопрос бороды с XVIII в. постоянно являлся предметом государственных
указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным
примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это
дань русским традициям и обычаям. Их изображения с бородой на монетах и
медалях знакомы всем нумизматам.
(С) Анастасия Осокина