Добро пожаловать на сайт "КОЛЛЕКЦИЯ ERROR"! Здесь изучают и систематизируют "брак" и "ошибки" во многих областях коллекционирования.
Сайт, где брак на бонах и монетах приветствуется и систематизируется
Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
ERROR бонистика [15]
Материалы по эррористике Боны с браком и ошибками. ERROR бонистика
Фальшивомонетничество [51]
Статьи о истории фальшивомонетничества, о великих фальшивомонетчиках и т.п
Знаменитые фальшивомонетчики [19]
Биографические очерки о знаменитых фальшивомонетчиках.
Занимательная бонистика [80]
Статьи по бонстике.
Курьезная бонистика [15]
Смешно и курьезно о бонистике и вокруг неё.
Нумизматика [38]
Статьи по нумизматике.
ERROR нумизматика [16]
Материалы по эррористике. Монеты с браком. ERROR нумизматика.

Форма входа

Site Translator

Печать страницы

Поиск

Тэги сайта

Мы вКонтакте

Посетители

Статистика
Яндекс цитирования Клуб Нумизмат | TOP 100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 12:12

Главная » Статьи » Занимательная бонистика

На российских купюрах могли появиться Чехов, Глинка и Александр Невский

                         
     
           Всезнающая Википедия считает, что российский рубль сменил советский уже в конце 1991-го - начале 1992-го. На самом деле те банкноты, которые появились в начале 1990-х, не были российскими на все сто. Да, вместо портретов Ленина на них начали печатать изображение Кремля, чтобы поскорее избавиться от советской символики. На деле же вплоть до осени 1993-го новые денежки ходили наряду с советскими, причем не только в России - в бывших советских республиках сохранялась так называемая рублевая зона СНГ.

Но неофициальное 20-летие рубля россияне в конце нынешнего - начале следующего года все-таки могут праздновать. Именно два десятилетия назад было принято решение: российскому рублю быть. И в 1992-м художники уже вовсю рисовали эскизы новых банкнот. Инфляция останавливала работы, и рубли с пейзажами и памятниками были введены лишь в 1995-м. Зато служат купюры до сих пор, хотя за эти годы и нулей на купюрах поубавилось (в 1997-м прошла деноминация), да и города, которые попали на денежки, немало изменились.

ТАЙНАЯ РАБОТА

- На банкнотах начала 1990-х изображали виды Кремля, - раскладывает на столе эскизы купюр ведущий художник Гознака Тахир Сейфулин. - Но Россия не ограничивается только Москвой и Садовым кольцом, так что сама идея городской серии банкнот витала в воздухе. Руководство Гознака ее предложило, и Банк России согласился.

- Какие-то еще, кроме городов, варианты были?

- Обговаривались темы из истории Российского государства, российских музеев или театров. Но утвердили именно городскую серию. Разрабатывали ее гознаковские художники Игорь Крылков и Алексей Тимофеев. Вся сложность была в том, что в производство

поступила не одна купюра, а серия из пяти штук. Заказ был очень срочный, приходилось работать по вечерам и выходным, все праздники проводили на фабрике. Мы делали рубль, 5, 10, 50 и 100 рублей. Рисовали всё без компьютеров, вручную. Впервые ввели два водяных знака, по тем временам это было новаторским решением, которое оценили специалисты на Западе. Потом поступило распоряжение довести работу до печатного проекта и при­остановить.

- Почему?

- Это было начало 1990-х, страна нуждалась в деньгах, и мы создавали новые купюры каждый день. В то время банкноты утверждались моментально, и их быстро печатали. Когда инфляция увеличилась, мы вновь взялись за рубли с городской серией. Но уже с тремя нулями, рисовали не 50 рублей, а 50 000.

- Получается, художники Го­знака знали заранее про деноминацию и про новые деньги и могли кому-нибудь рассказать?

- Нет, что вы. Мы работаем в закрытых кабинетах, даем подписку о неразглашении, купюры, которые мы разрабатываем, запрещено даже с Центробанком обсуждать по телефону. Кстати, мы до сих пор на работе не пользуемся мобильными, а Интернет провели лишь несколько лет назад, да и то не в мой, а в соседний кабинет.

- Но ваша семья же знает, над чем вы работаете?

- Они даже не спрашивают. Когда идет разработка банкноты, об этом знают лишь несколько человек в стране. Даже когда городскую серию разрабатывали, и нужно было ездить по разным городам, никто не знал о моих командировках. Утром ехал в Ярославль или Владимир, а вечером возвращался, будто после обычного рабочего дня.

БАЙКАЛ ПОЧТИ НЕ ВИДЕН

- А как выбирали города?

- Было решение охватить всю географию России. Несколько городов отклонили - Екатеринбург (родину Ельцина), Новосибирск, Суздаль, я даже всех не упомню. В России столько замечательных городов - в каждом есть свой Арбат и свой Невский. Какие-то города просто не удалось изобразить на купюре. Например, мы разрабатывали Иркутск. Рисовали Байкал - такие пейзажи! Но когда сделали металлографию, все оказалось одного цвета - не смотрелось, подкрасили - все равно не получается. Пейзажи не легли на купюру.

- Виды городов рисовали с натуры или по фотографиям?

- В начале 90-х в основном искали материал по культурным и архитектурным памятникам в библиотеках. В Ярославль приезжали, снимали памятник Ярославу Мудрому. Для оборота купюры мы предлагали несколько вариантов, в том числе и театр (Ярославль - родина российского театра), но Центробанк утвердил церковь Иоанна Предтечи, она одна из самых старинных в России. Когда мы ее рисовали для купюры, церковь еще не была отреставрирована, пришлось пользоваться старинными дореволюционными фотографиями.

- Говорят, каждый скульптор в работе отображает черты своих близких. Вам не хотелось воспользоваться служебным положением?

- Нет. Ничего не должно было быть придумано, все было реалистично. Лишь раз я попросил сыновей позировать. Когда Банк России предложил на пятитысячной купюре изобразить Хабаровск, мы хотели поместить на лицевой стороне памятник Ерофею Хабарову. Тот памятник, который стоит в городе, всем однозначно не нравился. И Центробанк предложил художникам представить свой собирательный образ Ерофея Хабарова, хотя прижизненных его портретов нет.

Мы с Сергеем Козловым (главный художник Центробанка) попробовали, хотели посмотреть, как будет выглядеть общая композиция банкноты. Фигуру Хабарова я рисовал с сыновей, хотя они у меня тоненькие, так что пришлось наращивать мышечную массу искусственно. Накидкой Хабарова стала дубленка матери. Но, конечно, изображение человека, а не памятника на купюре выбивалось из общего ряда. И в конечном итоге решили использовать изображение памятника Муравьеву-Амурскому.

- Если в городе, изображенном на купюре, что-то перестраивают, вы вносите изменения?

- Сами мы ничего не меняем. Это должно быть решение на уровне государства.

НУ ПРЯМО КАК СОВЕТСКИЙ ЧЕРВОНЕЦ!

- Цвета банкнот тоже художники определяют?

- Обычно мы. Но, например, пятитысячную Центробанк попросил сделать в оранжево-желтых тонах, как червонец 1961 года.

- Вам самому какая купюра больше всего нравится?

- С Владимиром, та, которую не утвердили...

- А какой банкноте больше всего досталось от критиков?

- Желающие покритиковать всегда найдутся, даже из Америки на имя президента жалобы пишут. К одним прислушиваешься, выводы делаешь, иные претензии просто абсурдны. Например, к ста рублям. На купюре изображена квадрига на фронтоне Большого театра. И нашлись люди, которые возмущаются тем, что Аполлон без штанов.

- Не думали разработать портретную серию для российских денег?

- Конечно, я скучаю по портретам - они просятся на купюры. Гравированный портрет - хороший защитный признак, его очень трудно подделать. В прошлом году в Швейцарии прошла первая конференция, где собирали дизайнеров по банкнотам из разных стран, и большинство участников говорили о портрете, потому что с ним банкнота выглядит совсем иначе.

У нас последним человеком, которого изображали на купюре, был Ленин. Сейчас же сделать выбор и соблюсти баланс очень сложно - есть много людей, которые вошли в российскую историю.

Какой могла быть самая крупная купюра

1. С видами Таганрога и портретом Чехова. Но на других купюрах портретов не было, и такая денежка выбивалась бы из общей серии.

См. первое фото.

2. С изображением церквей Владимира и памятником Александру Невскому. Тахир Сейфулин рассказывает, что это один из его самых любимых проектов. Но в конечном итоге его не утвердили.


 

3. На действующей пятитысячной банкноте - Хабаровск и памятник генерал-губернатору Муравьеву-Амурскому. Но изначально художники предлагали поместить на банкноте изображение землепроходца Ерофея Хабарова.


 

4. Смоленская крепость, памятник Михаилу Глинке на эскизе смотрелись хорошо, но вариант также отклонили...

(С) Комсомольская правда



Источник: http://kp.ru/daily/25775/2758955/
Категория: Занимательная бонистика | Добавил: ПАВ6509 (09.04.2012) | Автор: ПАВ E W
Просмотров: 3314 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024